ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА ДЛЯ  УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, С БЕЛОРУССКИМ И РУССКИМ ЯЗЫКАМИ
             ОБУЧЕНИЯ С  11-ЛЕТНИМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»(I-IX КЛАССЫ)

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество вызвало необходимость своевременной подготовки людей к новым условиям жизни и профессиональной деятель­ности в высокоавтоматизированной информационной среде; необходимость обучения их самостоятельно действовать в этой среде и эффективно использовать ее возможности. Начало этому процессу должно быть положено уже в школе. Освоение обще­образовательных программ должно идти параллельно с изуче­нием основ информационной культуры.
Предлагаемая программа будет способствовать учебной и самообразовательной деятельности школьника, удовлетворению его культурных и творческих потребностей, социализации лич­ности в целом.
Освоение программы учащимися 1—9 классов рассчитано на 31 учебный час и предусматривает получение теоретических знаний и приобретение практических навыков.
Основная цель программы — содействие процессу образо­вания и творческого развития учащихся. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных зна­ний, но и на воспитание национального самосознания.
Задачами программы являются: знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации; освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обу­чения задачами; овладение методами аналитико-синтетической переработки информации; изучение и практическое использо­вание технологии подготовки и оформления результатов само­стоятельной учебной и научно-исследовательской работы; ис­пользование информационно-поисковых систем в традиционной форме и электронной версии; применение в самостоятельной учебной деятельности учащихся современных информационных технологий.
Для проведения занятий с учащимися наряду с традици­онными предлагается использование интерактивных форм и методов работы, аудиовизуальных средств подачи материала и мультимедиа.
Реализация этого проекта осуществляется в рамках факультативных занятий. Занятия проводятся библиотекарем в условиях биб­лиотеки, которая является информационным центром школы.
Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастной психологии учащихся.
На каждом этапе обучения школьники получат необходи­мый объем знаний и умений.
Учащиеся /—IV классов будут иметь понятие о библиотеке и ее предназначении; познакомятся с историей возникновения библиотек и книгоиздания; смогут определять примерное со­держание книги, опираясь на ее основные элементы; научатся определять виды изданий; целенаправленно выбирать и читать художественную, научно-познавательную, справочную литера­туру и периодические издания для детей, подбирать книги в открытом доступе, а также используя книжные выставки и тематические полки; познакомятся с понятием «библиография» и ее назначением; приобретут навыки пользования каталогами и различными типами библиографических указателей.
Учащиеся VVII классов усовершенствуют умения пользо­ваться справочной литературой и различными видами биб­лиографических пособий; получат знания о научно-популярных изданиях; овладеют методами работы с книгой и способами переработки первичных документов; приобретут навыки вни­мательного и вдумчивого чтения; познакомятся с использо­ванием информационных технологий в библиотеке; расширят знания об истории развития просветительства в Беларуси и о значении библиотек в этом процессе.
Учащиеся VIIIIX классов получат знания об основных информационно-поисковых системах; смогут осуществлять самостоятельный поиск информации в онлайновых каталогах и базах данных; научатся выделять из информационного потока нужные документы, анализировать и критически оценивать их; познакомятся с правовыми аспектами информационного поведения личности, овладеют коммуникативными навыками, получат понятия об использовании информационных ресурсов основных фондохранилищ страны.
Завершение курса программы  даст возможность старшеклассникам, обладающим знаниями и навыками информационной культуры стать независимыми пользователями информационно-образовательной среды.
Для подведения итогов каждого года обучения рекоменду­ется проведение интегрированных уроков и массовых меропри­ятий, на которых учащиеся смогут применить знания по информационной культуре в ходе учебной практики.

I КЛАСС (2 ч)

Тема 1. «Волшебный мир библиотеки» (1ч)

Знакомство с библиотекой.
Основные библиотечные понятия: «библиотекарь», «чита­тель», «формуляр читателя», «книжная полка», «ящик для выбора книг».
Библиотека и читатель: как записаться в библиотеку; пра­вила пользования библиотекой.
Формы работы: беседа, литературная игра-викторина с эле­ментами театрализации, книжная выставка.

Тема 2. «Твой друг — книга» (1 ч)

Значение книги и чтения в жизни человека.
Понятие о библиотечном фонде: разнообразие тематики, жанров и форм печатных изданий.
Элементы книги: обложка, корешок, страницы.
Правила обращения с книгой и гигиена чтения.
Приемы мелкого ремонта книги.
Формы работы: беседа у выставки «Книги просят защиты», ролевая игра, кукольный спектакль.

                                 II КЛАСС (3 ч)

Тема 1. «Поиск книг ведут ученики» (1 ч)

Открытый доступ к книжному фонду библиотеки.
Порядок расстановки книг в фонде (место книг различной тематики и жанров).
Понятия: «книжный стеллаж», «полочный разделитель», «закладки».
Помощники в выборе книг: книжная выставка, тематиче­ская полка.
Первое знакомство с каталогом: каталожный ящик, ката­ложная карточка.
Многотемный иллюстрированный каталог.
Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме.
Формы работы: беседа, ролевая игра «Найди книгу», практикум.

Тема 2. «Книжкины подсказки»  (1 ч)

Навык определения примерного содержания книги по ос­новным элементам: титульный лист, содержание, иллюстрации.
Знакомство с понятиями «автор», «художник-оформитель».


Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге.
Писатели — художники детских книг (Юрась Алісевіч, Е. Ча­рушин,
В. Сутеев).
Формы работы: урок-обсуждение, выставка — конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творче­ства «Мастерим книгу сами».

Тема 3. «Кто стучится в дверь ко мне?..» (1 ч)

Понятие о периодической печати.
Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг.
Создатели газет и журналов: журналист, корреспондент, редактор.
Республиканские детские периодические издания («Вясёлка», «Раніца», «Мишутка», «Зорька», «Детская газета» и др.).
Формы работы: беседа, игра-путешествие, ролевая игра, об­зор, выставка — просмотр периодических изданий, презентация детской газеты или журнала.

                                          III КЛАСС (3ч)

Тема 1. «Библиотеки всякие нужны,
библиотеки всякие важны» (1ч)

Понятие о видах библиотек: массовые, детские, специальные. Первые школьные библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека Беларуси — главная библиотека страны.
Понятие о структуре библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище.
Формы работы: рассказ, беседа, видеопросмотр, экскурсия.

Тема 2. «Почемучкины книжки» (1 ч)

Понятие о научно-познавательной литературе.
Разнообразие научно-познавательных книг.
Творчество известных писателей — популяризаторов науки (А. Зубей, А. Наварыч, С. Зуёнак, Л. Чумакоў, А. Скуратов,С. Тарасаў, У. Ягоўдзік, В. Бианки, Н. Сладков, Ю. Дмитриев, Б. Житков и др.). Отличие научно-познавательной литературы от художественной.
Серийные издания научно-познавательной детской книги и их оформление.
Формы работы: беседа, книжная выставка, игра-викторина, просмотр изданий.





           Тема 3. «Великие изобретения человечества»  (1ч)

Изобретение бумаги.
Изобретение письменности.
Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.
Изобретение печатного станка (Иоганн Гутенберг).
Формы работы: беседа, урок-визуализация.
   
                                   IV КЛАСС (3 ч)

Тема 1. «Что? Где? Когда?» (2ч)

Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, справоч­ники, словари.
Расположение информации в справочных изданиях.
Начальные понятия о библиографии  ее назначении.
Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, вспомогательные указатели, рекомендательные списки.
Компьютер в библиотеке: знакомство с электронными спра­вочниками и энциклопедиями.
Формы работы: беседа, выставка-просмотр, игра-викторина.

Тема 2. «Во глубине веков: из истории библиотек» (1ч)

Возникновение библиотек в государствах древнейших циви­лизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья.
Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.
Понятие о рукописной книге.
Формы работы: беседа, мультимедийная презентация, видеопросмотр, интегрированный урок.

                                V КЛАСС (4 ч)

Тема 1. «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» (2 ч)

Просветители земли белорусской: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, Сымон Будный, Василий Тяпинский.
Инкунабулы — первые печатные книги.
Книга книг — Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной библиотеки Беларуси.




Искусство оформления книги.
Появление «Букваря» и первых детских книг.
Формы работы: беседа, урок-визуализация, книжная выстав­ка, экскурсия.

Тема 2. «Вдумчивый читатель» (2 ч)

Углубление знаний о справочном аппарате книги: аннотация, предисловие, послесловие, комментарии.
Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней.
Способы чтения: визуальный просмотр, выборочное чтение, полнотекстовое чтение.
Составление отзыва на прочитанную книгу.
Ведение читательской картотеки, дневника.
Формы работы: беседа, практикум.

                                       VI КЛАСС (4 ч)

Тема 1. «В царстве книжном очутиться,
да чтоб там не заблудиться» (2 ч)

         Формирование представления о структуре справочно-поискового   аппарата библиотеки: алфавитный каталог, система­тический каталог, электронный каталог.
Использование каталогов для поиска информации.
Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки.
Понятие о шифре книги и его назначении.
Понятие о выходных данных книги: год и место выпуска издания, название издательства. Связь систематического ката­лога с расстановкой книг на полках.
Формы работы: беседа, ролевая игра, викторина-поиск, практикум.

Тема 2. «С информацией на "ты"» (2 ч)

Использование новых информационных технологий в биб­лиотеке.
Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM.
Поиск информации на CD и ее копирование.
Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования.
Понятие об Интернете. История создания Интернета.
Безопасная работа учащихся в Интернете.
Формы работы: беседа-консультация, практикум, час само­образования.

                                VII КЛАСС (4 ч)

Тема 1. «За страницами учебника» (1 ч)

Научно-популярные книги для подростков.
Основные жанры и виды: биографические очерки, мему­ары, публицистические произведения.
Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика.
Использование научно-справочного аппарата книги.
Способы чтения научно-популярной литературы.
Научно-популярные периодические издания для подростков («Мир животных», «Переходный возраст», «Лесавік», «Юный эрудит»,  «Юный натуралист»).
Формы работы: беседа-практикум, лекция-обзор, интегри­рованный урок.

Тема 2. «От поиска к познанию» (2 ч)

Библиография как наука.
Система картотек, их разнообразие.
Библиографические указатели: универсальные, отраслевые, тематические, персональные, предметные, систематические и др.
Справочная литература: энциклопедии универсальные и отраслевые, справочники и словари.
Научно-справочный аппарат книжного издания и его исполь­зование.
Электронные тематические базы данных (БД).
Информация на сайте в Интернете.
Формы работы: беседа-диалог, деловая игра-поиск.

         Тема  3. «Искусство читать это искусство мыслить» (1ч)                                 
                                     
          Цель чтения. Современные технологии чтения.
Виды памяти и приемы запоминания.
Рациональные приемы работы с книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый.
Формы работы: урок-практикум, конкурс чтецов.

                                                 VIII КЛАСС  (4 ч)

Тема 1. «А ларчик просто открывался...» (1 ч)

Понятие об информационном запросе.
Алгоритм формирования библиографического запроса: адрес­ного, фактографического, тематического.
Последовательность проведения розыска информации. Критическая оценка найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска.
         Формы работы: практикум, библиотесты.

  Тема 2. Сквозь информационный поток: поиск, анализ,
фиксирование (2 ч)  

Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис, рецензия. Способы аналитико-синтетической переработки текста.
Библиографическое оформление цитат.
Правила цитирования источников на различных носителях.
Формы работы: беседа-практикум, библио-ринг, интегриро­ванный урок.
        
         Тема 3. Культура использования информации (1 ч)

Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА.
Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация — общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность.
Формы работы: лекция-диалог.


                                  IX КЛАСС (4 ч)

Тема 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (2 ч)

Понятие об основных  фондохранилищах информационных ресурсов страны:
 Национальная библиотека Беларуси;
Президентская библиотека Республики Беларусь;
Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа;
Библиотека Национальной академии наук Беларуси;
Республиканская научно-техническая библиотека;
Республиканская научно-медицинская библиотека;
Белорусская сельскохозяйственная библиотека;
Научно-педагогическая библиотека;
фундаментальная библиотека БГУ.
Выдающиеся библиотеки мира: Национальная библиотека России, библиотека Конгресса США (Вашингтон).
Возможности доступа к ресурсам основных книгохранилищ.
Понятие об электронной и виртуальной библиотеках.
Формы работы: мультимедийная презентация, экскурсия.

Тема 3. Информационная эвристика (2ч)
Использование Интернет-технологий в учебной и творческой деятельности школьнника.
Поиск информации в Интернете.
Информационные поисковые системы: Yandex, Rambler, Google и др.
Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источ­ники тематического поиска.
Каталоги библиотек в сети Интернет. Поиск в онлайновых каталогах и базах данных. Поиск по автору, заглавию, ключевым словам, году издания и т. д. Полнотекстовые БД.
Формы работы: экспресс-информация, мультимедийная пре­зентация, практикум.

 Литература

1.     Алейнік, Г. Н. Нацыянальная бібліятэка Беларусі як носьбіт культурнай спадчыны : вытокі, сучаснасць / Г. Н. Алейнік // Бібл. свет. - 2002. - № 3. – С. 5-8.
2.   Альшэўская, Н. У. Развіццё пачуцця самасвядомасці грамадзяніна-беларуса на ўроках роднай мовы i літаратуры ў вучняў старэйшых класаў. - Мн. : ЗАТ Адукацыя, 1998. – 189 с. - Бібліягр. : с. 172-189.
3.     Ананьева, Л. Читаем книжки от форзаца до сноски : урок в 5 кл. / Л. Ананьева // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2002. - № 4. - С. 11.
4.     Андреев, О. А. Техника быстрого чтения / О. А. Андреев, Л. И. Хромов. - Мн. : Універсітэцкае, 1987. - 203 с.
5.     Андрейчук, И. Ф. Незаменимые помощники — словари : план-конспект урока библ.-библиогр. знаний для 4 кл. / И. Ф. Андрейчук // Б-ка прапануе. - 2001. - № 2. - С. 18.
6.     Арлоў, У. Таямніцы Полацкай гісторыі / У. Арлоў. - 2-е выд., дап. - Мн. : Полымя, 2002. - 464 с. : іл.
7.           Арлоў, У. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862—1918) : падзеі, даты, іл. / У. Арлоў, Г. Сагановіч. — 2-е выд. — Вільня : Наша будучыня, 2000.
8.     Артемова, Т. Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста : лекция / Т. Н. Артемова; Моск. Гос.
    ин-т культуры. - М., 1989. - 32 с.
9.     Батвіннік, М. Б. Азбука на ўсе часы / М. Б. Батвіннік. - Мн. : Беларус. навука, 2003. - 288 с. : іл.
10. Батчелор, М. Открывая Библию / М. Батчелор. - М. : Рос. библейск. об-во, 1998. - 93 с.
11.  Библия в пословицах и поговорках. - М. : Троицк. слово, 2000. - 76 с.
12.  Библиография : учеб. пособие для студентов / Бел. гос. технол. ун-т; авт.-сост. 3. М. Клецкая. - Мн. : БГТУ, 2004. - 319 с.
13. Бирюкова, Л. М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой! : пособие для педагогов и воспитателей общеобразоват. шк. / Л. М. Бирюкова. - Мн. : Беларусь, 2003. - 111 с. : ил.
14.  Ботвинник, М. Б. Откуда есть пошел букварь / М. Б. Ботвинник. - Мн. : Выш. шк., 1983. - 198 с. : ил.
15.  Бутрамееў, У. Вялікія i славутыя людзі Беларускай зямлі / У. Бутрамееў. - Мн. : Беларус. энцыкл., 1996. - 101 с.
16. Глухов, А.  В царстве клинописи / А. Глухов // Судьбы древних библиотек. - М., 1992. - С. 4-18.
17.  Власова, Е. Библиотечные каталоги : библ. урок / Е. Власова // Шк. б-ка. - 2001. - № 7. - С. 40-43.
18.  Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. - СПб. : Профессия, 2002. - 352 с. : ил.
19.  Гарошка, Л. Святая Еўфрасіння-Прадслава, патронка Белаpyci : нарыс жыцця i дзейнасці, арт. / Л. Гарошка. - Мн. : Маст. літ.,  1996. - 124 с. : ил. - (Галасы беларускага замежжа).
20.  Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура : альтернатива или единство : (результат рос. исслед.) / Н. И. Гендина // Шк. б-ка. - 2005. - № 3. - С. 18-24.
21. Глухов, А. Судьбы древних библиотек : науч.-худож. очерки / А. Глухов. - М. : Либерия, 1992. - 159 с. : ил.
22. Глухов, А. А. Мудрые книжники Древней Руси (от Ярослава Мудрого до Ивана Федорова) : науч.-худож. очерки / А. А. Глухов. - М., 1997. - С. 100-104.
23.  Глухов, А. «...Звучат лишь письмена» / А. Глухов // Судьбы древних библиотек : науч.-худож. очерки. - М., 1992. - С. 76-87.
24.   Голубева, Е. К. Как составить реферат : памятка для старшекл. / Е. К. Голубева // Шк. б-ка. - 2004. - № 2. - С. 12-13.
25.   Голубева, Е. К. Информационная культура школьников / Е. К. Го­лубева // Б-ка. - 2005. - № 10. - С. 44-49.
26. Грымаць, А. Фарміраванне маральных ідэалаў школьнікаў : манагр. - Мн. : Геомант, 2000. - 447 с.
27.  Гузанаў, В. Л. Адысеі з Беларусі : дак. аповесць / В. Л. Гузанаў. - Мн. : Полымя, 1993. - 309 с. : іл.
28.  Дом мудрости : хрестоматия для школьников сред. и ст. возраста / авт.-сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская; худож. А. Е. Григорьев. - М. : Либерия, 1996. - 38 с.
29.   Жук, Л. Художники рисуют книжки Геннадия Снегирёва : урок библ.-библиогр. грамотности по теме «Струк­тура книги» / Л. Жук // Б-ка прапануе. - 2002. - № 1. - С. 27-29.
30. Захаренкова, Н. Игра — проверочный урок : увлекат. биб­лиогр. : сценарий / Н. Захаренкова // Б-ка. - 2002. - № 1. - С. 65-66.
31. Збаровская, Н. В. Интернет в профессиональном сознании библиотекарей : доклад на конф. «Крым-2002»  / Н. В. Зба­ровская // Шк. б-ка. - 2002. - № 7. - С. 27.
32.  Збаровская, Н. В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитац. моделирования / Н. В. Збаровская. - СПб. : Про­фессия, 2002. - 94 с. - (Библиотечный практикум).
33.  Зимина, С. Как превратить скучную библиографию в сказку / С. Зимина // Б-ка. - 1997. - № 7. - С. 20.
34. Из тьмы веков светлеющие лики / сост. Ю. Я. Гуртовенко, Г. И. Улевич. - Мн. : Беларусь, 1994. - 192 с. : ил.
35. Ілюстрацыі. - 2-е выд. - Вільня : Наша будучыня, 2000.223 с. : іл.     
36.   Казбярук, У. Францішак Скарына : навук.-папул. нарыс / У. Казбярук; маст. Л. Рудакоўская. - Мн. : Маст. літ., 2003. - 174 с.
37.  Клочкова, В. На приеме у доктора Нервистраничкина : библ. урок-сценка для малышей / В. Клочкова // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2002. - № 4. - С. 10.   
38. Клышка, А. К. Букварь : страницы и уроки : учеб.-метод, пособие / А. К. Клышка. - Мн. : Нар. асвета, 1999. - 112 с.
39. Клышка, А. К. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кніга / А. К. Клышка; маст. А. Жыгоцкая. - Мн. : Полымя, 1995. - 96 с. : іл.
40. Краткий справочник школьного библиотекаря / под общ. ред. Г. И. Поздняковой. - СПб. : Профессия, 2001. - 352 с.
41.   Краўчанка, П. К. Абраннікі вечнасці / П. К. Краўчанка. - Мн. : Беларусь, 1999. - 142 с.
42.  Лаари, Д. Мультимедийная информация и библиоте­кари : значение терминов / Д. Лаари; пер. с фр. И. В. Чадновой // Библиотековедение. - 2004. - № 5. - С. 36-42.
43. Леончыкаў, В. Е. Тлумачальны слоўнік бібліятэчных i бібліяграфічных тэрмінаў / В. Е. Леончыкаў, Л. А. Дзямешка, Р. I. Саматыя. - Мн. : Выш. шк., 2003. - 224 с.
44. Лернер, П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : советы работающим над рефератом / П. Лернер // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2003. - № 1. - С. 9.
45. Лукашенко, А. Г. Государство и творческая личность : лекция Президента Респ. Беларусь в Бел. гос. акад. искусств 15 мая 2003 г., Минск / А. Г. Лукашенко. - Мн. : БГАИ, 2003. - 72 с.
46.  Макарова, А.  «Мы путешествуем с друзьями по словарям» : игра / А. Макарова // Шк. б-ка. - 2000. - № 3. - С. 31.
47.   Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт. эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. - Мн. : Полымя, 1996. - Кн. 1. - 511 с.
48.  Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт. эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. - Мн. : Полымя, 1997. - Кн. 2. - 526 с. : іл.
49.  Мелкова, Н. П. Его величество «Чистое слово» в эпоху инфор­мационно-коммуникационных технологий / Н. П. Мелкова // Шк. б-ка. - 2005. - № 7. - С. 25
50. Мельнікаў, А. А. Кірыл, епіскап Typaўcкi : жыццё, спадчына, светапогляд / А. А. Мельнікаў. - 2-е выд. - Мн. : Беларус. навука, 2000. - 462 с.
51. Мінчэня, Т. Н. Захавальніца інтэлектуальнай спадчыны : да 75-год. НББ / Т. Н. Мінчэня // Бібл. свет. - 1997. - № 3. - С. 30.
52.  Нравственное воспитание личности : учеб.-метод, рекомендации / Брест, гос. ун-т им. А. С. Пушкина; сост. 3. С. Левчук и др. - Брест : БрГУ, 2002. - 43 с.
53.  Петрова, О. Структура книги. Твои первые энциклопедии. Периодика для младших школьников : разработки библ. уроков / О. Петрова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 41-47.
54.  Пилко, И. С. Основы библиотечной технологии : учеб.-метод, пособие / И. С. Пилко. - М. : Профиздат, 2003. - 175 с. : табл. - (Современная библиотека; вып. 26).
55.   Поиск информации в библиотеках : метод, рекомендации. - М., 1993. - 53 с.
56.  Полевина, Е. В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми / Е. В. Полевина. - М. : Шк. б-ка, 2003. - 208 с. -  (Проф. б-ка шк. библиотекаря : прил. к журн. «Шк. б-ка». Сер. 1; вып. 6).
57.   Полевина, Е. В. Методика работы с иллюстрацией и литератур­ными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями-под­ростками / Е. В. Полевина // Шк. б-ка. - 2004. - № 5. - С. 43-52.
58.  Прохоров, А. От ARPAnet до INTERnet (краткая история интернета) / А. Прохоров // Компьютер Пресс. - 2000. - Февр. - С. 9-17.
59.  Рошчына, Т. Аддзел рукапісаў, рэдкай кнігі i старадрукаў НББ / Т. Рошчына // Бібл. свет. - 1997. - № 1. - С. 18-20.
60.   Русские библиотеки и их читатель : из истории рус. культуры эпохи феодализма : сб. / под ред. Б. Б. Пиотровского, С. П. Луппова. - Л. : Наука, 1983. - 251 с.
61.  Русские библиотеки и частные книжные собрания XVIXIX веков : сб. науч. тр. / БАН СССР. - Л. : БАН, 1979. - 172 с.
62.  Рябкова, А. Периодика для младших школьников / А. Рябкова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 45-47.
63.  Рябова, Н. Твои первые энциклопедии / Н. Рябова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6. - С. 45-46.
64.  Саверчанка, I. В.    Сымон Будны - гуманіст   i    рэфарматар / I. В. Саверчанка; маст. М. А. Бушын. - Мн. : Універсітэцкае, 1993. - 221 с.
65.  Симонович, С. В. Занимательный компьютер : кн. для детей, учителей и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. - 368 с. - (Занимательные уроки).
66.   Славутыя iмёны Бацькаўшчыны : зб. Вып. 2 / уклад. У. Гілепа [i інш.]. - Мн. : БФК, 2003. - 384 с.
67. Слуховский, М. И.    Русская    библиотека    XVIXVII вв.  / М. И. Слуховский. - М. : Книга, 1973. - 250 с.
68.  Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев [и др.]. - СПб. : Профессия, 2002. - 528 с.
69.  Степанов, В. К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. — 2001. - № 1. - С. 71-75.
70. Столяров, Ю. Первые древнерусские школьные библиотеки: к 900-лет. со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102—1173) / Ю. Столяров // Шк. б-ка. - 2001. - № 8. - С. 3-5.
71.   Утевская, П. В. Слов драгоценные клады : рассказы о письменности / П. В. Утевская; пер. с укр. М. Ф. Мусиенко, Р. И. Рубин­штейн; предисл. и науч. ред. Р. И. Рубинштейн; худож. В. Л. Освер. - М. : Дет. лит., 1985. - 191 с. : фотоил.
72.  Фролова, Ю. Н. Играем в библиотеке : методика и описание развивающих и развлекат. игр для детей всех возрастов / Ю. Н. Фро­лова. — М. : Чистые пруды, 2006. - 29 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе / под общ. ред. О. Громовой; вып. 1).
73.  Штурманы книжных морей : день библиографии ОДБ г. Новосибирска // Б-ка прапануе. - 2002. - № 1. - С. 15-16.
74.  Юмашева, Ю. Ю. Медиатека — библиотеке / Ю. Ю. Юмашева // Библиотековедение. - 2004. - № 5. - С. 51-56.
75.  Ясева, Н. Ю. Воспитание любви к близким средствами живо­писи и графики : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Ю. Ясева. - Мн. : Беларусь, 2000. - 64 с. : ил.
76. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание = Бiблiяграфiчны запiс. Бiблiяграфiчнае апiсанне : общ. требования и правила сост. / Евраз. совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). - Изд. офиц. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-11-01. - Мн. : Госстандарт Респ. Беларусь, 2004. – 48 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
77. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления : межгос. стандарт введен с 1 июля 2001 г. - Впервые; введ. 2001-01-07. - Мн., 2000. – 8 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). 
78. СТБ ГОСТ 7.0-2004. Iнфармацыйна-бiблiятэчная дзейнасць, бiблiяграфiя = Информационно-библиотечная деятельность, библиография : тэрмiны i азначэннi. - Выд. афiц. - Взамен ГОСТ 7.0-84 и ГОСТ 7.26-80; введ. 2005-03-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2004. - 35 с. - (Сiстэма стандартаў па iнфрамацыi, бiблiятэчнай i выдавецкай справе).
79. СТБ ГОСТ 7.60-2005.  Выданнi. Асноўныя вiды = Издания. Основные виды : тэрмiны i азначэннi / Нац. кн. палата Беларусi. - Выд. афiц. - Взамен СТБ. 60-93; введ. 2005-08-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2005. - 54 с. - (Сiстэма стандартаў па iнфармацыi, бiблiятэчнай i выдавецкай справе).

Ресурсы Интернета
Русскоязычные каталоги и поисковые системы
1.     Aport http://www.aport.ru/
2.           Yandex http://www.yandex.ru/
3.           Turtle http://www.turtle.ru/

Англоязычные каталоги и поисковые системы
2.  Open Directory http://dmoz.org/
4.  All the Web http://www.alltheweb.com
5.  Altavista http://www.altavista.com/

Электронные справочные ресурсы

1.   Рубрикон http://www.rubricon.ru  
2.   Справочные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» http:// www.km.ru

Сайты и каталоги библиотек Беларуси
1.        Белорусская библиотечная ассоциация http://www.bla.by/
2.        Национальная библиотека Беларуси (НББ) http://natlib. org.by/
3.        Имидж-каталог Национальной библиотеки Беларуси http://image. nacbibl. org.by
4.   Электронный каталог Центральной научной библиотеки НАН Беларуси http://libcat.bas-net.by/
5.        Президентская библиотека Республики Беларусь http:// www.preslib.org.by/
6.        Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ) http://
www.belal.minsk.by
7.        Библиотека Белорусского государственного педагогического уни­верситета им. Максима Танка http://www.bspu.unibel.by/pages/library
8.        Республиканская научная медицинская библиотека http:// www. rsml. med .by/index. html
9.Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) http: //г ntb.org.by

10.  Научно-педагогическая библиотека Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь http:/libr.edu.by/
11.  Фундаментальная библиотека БГУ (ФБ) http://www.library.bsu.by/
12.  Витебская областная библиотека http://www.lib.Vitebsk. net/
13.  Научная библиотека ГрГУ им. Янки Купалы http://www.grsu.by/
14.  Могилевская областная библиотека (BLR) http://www.mlib. basnet.by/

Сайты библиотек России

1.       Российская Государственная библиотека (РГБ) http://www.rsl.ru/
2.       Государственная    научная    педагогическая    библиотека    им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/
3.       Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН http://www. benran.ru/
4.       Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) http://www.gpntb.ru/
5.       Российская национальная библиотека (РНБ) http://www.nlr.ru/
6.       Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) http://www.shpl.ru/
7.       Всероссийская государственная библиотека иностранной лите­ратуры http://www.libfl.ru/
8.      Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ) http: //www. gopb. ru/
9.      Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ) http://www.liart.ru/
10.  Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова (НБ МГУ) http://www.lib.msu.su/
11.  Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru/

         Сайты и каталоги зарубежных библиотек
1.      Национальная библиотека Великобритании The British Library http://www.bl.uk/
2.      Национальная библиотека Германии Die Deutsche Bibliothek
http://www.ddb.de/
3.  Национальная библиотека Польши Biblioteka Narodowa w
Warszawie http://www.bn.org.pl/
4.      Национальная библиотека Франции Bibliothe'que nationale de
Prance http://www.bnf.fr/
5.      Каталог библиотеки Конгресса США The Library of Congress
http://catalog.loc.gov/
6.      Каталог Национальной библиотеки Австралии http://ilms.nla.
gov.au/webpac/
7.      Гарвардский университет Harvard University (США) http://
www. harvard.edu/
8.      Бостонский университет Boston University (США) http://library.
bu.edu/
9.      Кембриджский университет University of Cambridge (Англия)
http://www.cam.ac.uk/
10.  Оксфордский университет University of Oxford (Англия) http:/
/www.ox.ac.uk/
11.  Йельский университет Yale University (США) http://www.
yale.edu/
12.  Калифорнийский университет University of California (США)
http: //www. universityof calif ornia. edu/
13.  Стэнфордский университет Stanford University (США) http://
www. Stanford. edu/
14.  Корнельский университет Cornell University (США) http://
www. Cornell. edu/
15.  Университет Сорбонны de la. Sorbonne http://www. sorbonne.fr/
16.  Сводный каталог библиотек Калифорнийского университета http://melvyl.cdlib.org/
17.  Сводный каталог крупнейших университетов Англии и Ирландии СОРАС http://copac.ac.uk/copac/
18.  Сводный каталог библиотек Швеции LIBRIS http://www. libris.
kb.se/english/quick.search.html
19.  Сводный каталог библиотек Бельгии http://opac.libis.be/F
20.  Сводный каталог библиотек Норвегии http://wgate.bibsys. no/
search/pub?lang=E



Комментариев нет:

Отправить комментарий