ПРОГРАММА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, С
БЕЛОРУССКИМ И РУССКИМ ЯЗЫКАМИ
ОБУЧЕНИЯ С 11-ЛЕТНИМ СРОКОМ
ОБУЧЕНИЯ
«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ»(I-IX КЛАССЫ)
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество вызвало
необходимость своевременной подготовки людей к новым условиям жизни и
профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде; необходимость обучения
их самостоятельно действовать в этой среде и эффективно использовать ее возможности.
Начало этому процессу должно быть положено уже в школе. Освоение общеобразовательных
программ должно идти параллельно с изучением основ информационной культуры.
Предлагаемая программа будет способствовать учебной и самообразовательной
деятельности школьника, удовлетворению его культурных и творческих потребностей,
социализации личности в целом.
Освоение программы учащимися 1—9 классов рассчитано на 31 учебный час и
предусматривает получение теоретических знаний и приобретение практических навыков.
Основная цель программы — содействие
процессу образования и творческого развития учащихся. Занятия рассчитаны не только на приобретение
учащимися информационных знаний, но и на воспитание национального самосознания.
Задачами программы являются:
знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации; освоение рациональных
приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими
в ходе обучения задачами; овладение методами аналитико-синтетической переработки
информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и
оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы; использование
информационно-поисковых систем в традиционной форме и электронной версии; применение
в самостоятельной учебной деятельности учащихся современных информационных технологий.
Для проведения занятий с учащимися наряду с традиционными
предлагается использование интерактивных форм и методов работы, аудиовизуальных средств
подачи материала и мультимедиа.
Реализация этого проекта осуществляется в рамках
факультативных занятий. Занятия проводятся библиотекарем в условиях библиотеки, которая
является информационным центром школы.
Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастной
психологии учащихся.
На каждом этапе обучения школьники получат необходимый объем знаний и
умений.
Учащиеся /—IV классов будут иметь понятие о
библиотеке и ее предназначении; познакомятся с историей возникновения библиотек и
книгоиздания; смогут определять примерное содержание книги, опираясь на ее
основные элементы; научатся определять виды изданий; целенаправленно выбирать и
читать художественную,
научно-познавательную, справочную литературу и периодические издания для детей,
подбирать книги в открытом доступе, а также используя книжные выставки и тематические полки;
познакомятся с понятием «библиография» и ее назначением; приобретут навыки
пользования каталогами и различными типами библиографических указателей.
Учащиеся V—VII классов усовершенствуют умения пользоваться справочной
литературой и различными видами библиографических пособий; получат знания о
научно-популярных изданиях; овладеют методами работы с книгой и способами переработки первичных
документов; приобретут навыки внимательного и вдумчивого чтения; познакомятся
с использованием информационных технологий в библиотеке; расширят знания об
истории развития просветительства в Беларуси и о значении библиотек в этом процессе.
Учащиеся VIII—IX классов получат знания об основных информационно-поисковых
системах; смогут осуществлять самостоятельный поиск информации в онлайновых каталогах и базах данных;
научатся выделять из информационного потока нужные документы, анализировать и критически
оценивать
их; познакомятся с правовыми аспектами информационного поведения личности,
овладеют коммуникативными навыками, получат понятия об использовании
информационных ресурсов основных фондохранилищ страны.
Завершение курса программы даст возможность старшеклассникам, обладающим знаниями и навыками
информационной культуры стать независимыми пользователями информационно-образовательной
среды.
Для подведения итогов каждого года обучения рекомендуется проведение
интегрированных уроков и массовых мероприятий, на которых учащиеся смогут применить
знания по информационной
культуре в ходе учебной практики.
I КЛАСС (2 ч)
Тема 1. «Волшебный мир библиотеки» (1ч)
Знакомство с библиотекой.
Основные библиотечные понятия: «библиотекарь», «читатель», «формуляр
читателя», «книжная полка», «ящик для выбора книг».
Библиотека и читатель: как записаться в библиотеку; правила пользования
библиотекой.
Формы работы: беседа, литературная
игра-викторина с элементами театрализации, книжная выставка.
Тема 2. «Твой друг — книга» (1 ч)
Значение книги и чтения в жизни человека.
Понятие о библиотечном фонде: разнообразие тематики, жанров и форм
печатных изданий.
Элементы книги: обложка, корешок, страницы.
Правила обращения с книгой и гигиена чтения.
Приемы мелкого ремонта книги.
Формы работы: беседа у выставки
«Книги просят защиты», ролевая игра, кукольный спектакль.
II КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Поиск книг ведут ученики» (1 ч)
Открытый доступ к книжному фонду библиотеки.
Порядок расстановки книг в фонде (место книг различной тематики и жанров).
Понятия: «книжный стеллаж», «полочный разделитель», «закладки».
Помощники в выборе книг: книжная выставка, тематическая полка.
Первое знакомство с каталогом: каталожный ящик, каталожная карточка.
Многотемный иллюстрированный каталог.
Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме.
Формы работы: беседа, ролевая игра
«Найди книгу», практикум.
Тема 2. «Книжкины подсказки» (1 ч)
Навык определения примерного содержания книги по основным элементам:
титульный лист, содержание, иллюстрации.
Знакомство с понятиями «автор», «художник-оформитель».
Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге.
Писатели — художники детских книг (Юрась Алісевіч,
Е. Чарушин,
В. Сутеев).
Формы работы: урок-обсуждение,
выставка — конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творчества «Мастерим книгу
сами».
Тема 3. «Кто стучится в дверь ко мне?..» (1
ч)
Понятие о периодической печати.
Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от
книг.
Создатели газет и журналов: журналист, корреспондент,
редактор.
Республиканские детские периодические издания («Вясёлка», «Раніца»,
«Мишутка», «Зорька», «Детская газета» и др.).
Формы работы: беседа,
игра-путешествие, ролевая игра, обзор, выставка — просмотр периодических
изданий, презентация детской газеты или журнала.
III КЛАСС (3ч)
Тема 1. «Библиотеки всякие нужны,
библиотеки всякие важны» (1ч)
Понятие о видах библиотек: массовые, детские, специальные. Первые школьные
библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека Беларуси — главная библиотека страны.
Понятие о структуре библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище.
Формы работы: рассказ, беседа,
видеопросмотр, экскурсия.
Тема 2. «Почемучкины книжки» (1 ч)
Понятие о научно-познавательной литературе.
Разнообразие научно-познавательных книг.
Творчество известных писателей — популяризаторов науки (А. Зубей, А.
Наварыч, С. Зуёнак, Л. Чумакоў, А. Скуратов,С.
Тарасаў, У. Ягоўдзік, В. Бианки, Н.
Сладков, Ю. Дмитриев, Б. Житков и др.). Отличие
научно-познавательной литературы от художественной.
Серийные издания научно-познавательной детской книги и их оформление.
Формы работы: беседа, книжная
выставка, игра-викторина, просмотр изданий.
Тема 3. «Великие
изобретения человечества» (1ч)
Изобретение бумаги.
Изобретение письменности.
Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.
Изобретение печатного станка (Иоганн Гутенберг).
Формы работы: беседа,
урок-визуализация.
IV КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Что? Где? Когда?» (2ч)
Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, справочники, словари.
Расположение информации в справочных изданиях.
Начальные понятия о библиографии ее назначении.
Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала,
вспомогательные указатели, рекомендательные списки.
Компьютер в библиотеке: знакомство с электронными справочниками и
энциклопедиями.
Формы работы: беседа,
выставка-просмотр, игра-викторина.
Тема 2. «Во глубине веков: из истории библиотек»
(1ч)
Возникновение библиотек в государствах древнейших цивилизаций. Их задачи в
обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья.
Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.
Понятие о рукописной книге.
Формы работы: беседа,
мультимедийная презентация, видеопросмотр, интегрированный урок.
V КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»
(2
ч)
Просветители земли белорусской: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина,
Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, Сымон Будный, Василий Тяпинский.
Инкунабулы — первые печатные книги.
Книга книг — Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной
библиотеки Беларуси.
Искусство оформления книги.
Появление «Букваря» и первых детских книг.
Формы работы: беседа,
урок-визуализация, книжная выставка, экскурсия.
Тема 2. «Вдумчивый читатель» (2 ч)
Углубление знаний о справочном аппарате книги: аннотация,
предисловие,
послесловие, комментарии.
Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней.
Способы чтения: визуальный просмотр, выборочное чтение, полнотекстовое
чтение.
Составление отзыва на прочитанную книгу.
Ведение читательской картотеки, дневника.
Формы работы: беседа, практикум.
VI КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «В царстве книжном очутиться,
да чтоб там не заблудиться» (2 ч)
Формирование представления
о структуре справочно-поискового аппарата
библиотеки: алфавитный каталог, систематический каталог, электронный каталог.
Использование каталогов для поиска информации.
Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки.
Понятие о шифре книги и его назначении.
Понятие о выходных данных книги: год и место выпуска издания, название
издательства. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.
Формы работы: беседа, ролевая игра,
викторина-поиск, практикум.
Тема 2. «С информацией на "ты"» (2
ч)
Использование новых информационных технологий в библиотеке.
Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM,
DVD-ROM.
Поиск информации на CD и ее копирование.
Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования.
Понятие об Интернете. История создания Интернета.
Безопасная работа учащихся в Интернете.
Формы работы: беседа-консультация,
практикум, час самообразования.
VII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «За страницами учебника» (1 ч)
Научно-популярные книги для подростков.
Основные жанры и виды: биографические очерки, мемуары, публицистические
произведения.
Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика.
Использование научно-справочного аппарата книги.
Способы чтения научно-популярной литературы.
Научно-популярные периодические издания для подростков
(«Мир животных», «Переходный возраст», «Лесавік»,
«Юный эрудит», «Юный натуралист»).
Формы работы: беседа-практикум,
лекция-обзор, интегрированный урок.
Тема 2. «От поиска к познанию» (2 ч)
Библиография как наука.
Система картотек, их разнообразие.
Библиографические указатели: универсальные, отраслевые, тематические,
персональные, предметные, систематические и др.
Справочная литература: энциклопедии универсальные и отраслевые,
справочники и словари.
Научно-справочный аппарат книжного издания и его использование.
Электронные тематические базы данных (БД).
Информация на сайте в Интернете.
Формы работы: беседа-диалог, деловая
игра-поиск.
Тема 3. «Искусство читать — это
искусство мыслить» (1ч)
Цель
чтения. Современные технологии чтения.
Виды памяти и приемы запоминания.
Рациональные приемы работы с книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый.
Формы работы: урок-практикум, конкурс чтецов.
VIII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «А ларчик просто открывался...» (1
ч)
Понятие об информационном запросе.
Алгоритм формирования библиографического запроса: адресного,
фактографического, тематического.
Последовательность проведения розыска информации. Критическая оценка
найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска.
Формы работы: практикум,
библиотесты.
Тема 2. Сквозь
информационный поток: поиск, анализ,
фиксирование (2 ч)
Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис,
рецензия. Способы аналитико-синтетической переработки текста.
Библиографическое оформление цитат.
Правила цитирования источников на различных носителях.
Формы работы: беседа-практикум,
библио-ринг, интегрированный урок.
Тема 3. Культура
использования информации (1 ч)
Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами
библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА.
Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация —
общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность.
Формы работы: лекция-диалог.
IX КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (2 ч)
Понятие об основных фондохранилищах информационных ресурсов страны:
Национальная
библиотека Беларуси;
• Президентская
библиотека Республики Беларусь;
• Центральная научная
библиотека им. Якуба Коласа;
• Библиотека
Национальной академии наук Беларуси;
• Республиканская
научно-техническая библиотека;
• Республиканская
научно-медицинская библиотека;
• Белорусская
сельскохозяйственная библиотека;
• Научно-педагогическая
библиотека;
• фундаментальная
библиотека БГУ.
Выдающиеся библиотеки мира: Национальная библиотека России, библиотека
Конгресса США (Вашингтон).
Возможности доступа к ресурсам основных книгохранилищ.
Понятие об электронной и виртуальной библиотеках.
Формы работы: мультимедийная
презентация, экскурсия.
Тема 3. Информационная эвристика (2ч)
Использование Интернет-технологий в учебной и творческой
деятельности школьнника.
Поиск информации в Интернете.
Информационные поисковые системы: Yandex, Rambler, Google и др.
Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источники тематического
поиска.
Каталоги библиотек в сети Интернет. Поиск в онлайновых
каталогах и базах данных. Поиск по автору, заглавию, ключевым словам, году
издания и т. д. Полнотекстовые БД.
Формы работы: экспресс-информация,
мультимедийная презентация, практикум.
Литература
1. Алейнік, Г. Н. Нацыянальная бібліятэка Беларусі як носьбіт культурнай
спадчыны : вытокі, сучаснасць / Г. Н. Алейнік
// Бібл. свет. - 2002. - № 3. – С. 5-8.
2.
Альшэўская, Н. У. Развіццё пачуцця самасвядомасці грамадзяніна-беларуса на ўроках роднай мовы i літаратуры ў вучняў старэйшых класаў. - Мн. : ЗАТ Адукацыя, 1998. – 189 с. - Бібліягр. : с. 172-189.
3.
Ананьева, Л. Читаем книжки от форзаца до сноски : урок в 5 кл.
/ Л. Ананьева // Б-ка в шк. : газ. изд. дома «Первое сент.». - 2002. - №
4. - С. 11.
4. Андреев, О. А. Техника быстрого
чтения / О. А. Андреев, Л. И. Хромов. - Мн. : Універсітэцкае, 1987. - 203 с.
5. Андрейчук, И. Ф. Незаменимые помощники
— словари : план-конспект урока библ.-библиогр. знаний для 4 кл. / И. Ф. Андрейчук //
Б-ка прапануе. - 2001. - № 2. - С. 18.
6.
Арлоў, У. Таямніцы Полацкай гісторыі / У. Арлоў. - 2-е выд., дап.
- Мн. : Полымя, 2002. - 464 с. : іл.
7.
Арлоў, У. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862—1918) : падзеі, даты, іл. / У. Арлоў, Г. Сагановіч. — 2-е выд. — Вільня : Наша будучыня, 2000.
8.
Артемова, Т. Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего
возраста : лекция / Т. Н. Артемова; Моск. Гос.
ин-т культуры. - М., 1989. - 32 с.
9.
Батвіннік, М. Б. Азбука на ўсе
часы / М. Б. Батвіннік. - Мн. : Беларус. навука, 2003.
- 288 с. : іл.
10. Батчелор, М. Открывая Библию / М. Батчелор. - М. : Рос. библейск. об-во,
1998. - 93 с.
11. Библия в пословицах и поговорках. - М. : Троицк. слово,
2000. - 76 с.
12. Библиография : учеб. пособие для студентов / Бел. гос.
технол. ун-т; авт.-сост. 3. М. Клецкая. - Мн. : БГТУ, 2004. - 319
с.
13. Бирюкова, Л. М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой! :
пособие для педагогов и воспитателей общеобразоват. шк. / Л. М. Бирюкова. - Мн. :
Беларусь, 2003. - 111 с. : ил.
14. Ботвинник, М. Б. Откуда есть пошел букварь / М. Б. Ботвинник. - Мн. : Выш. шк.,
1983. - 198 с. : ил.
15. Бутрамееў, У. Вялікія i
славутыя людзі Беларускай зямлі / У. Бутрамееў. - Мн. :
Беларус. энцыкл., 1996. - 101 с.
16. Глухов, А. В царстве клинописи /
А. Глухов // Судьбы древних библиотек. - М., 1992. - С. 4-18.
17. Власова, Е. Библиотечные каталоги
: библ. урок / Е. Власова // Шк. б-ка. - 2001. - № 7. - С. 40-43.
18. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин.
- СПб. : Профессия, 2002. - 352 с. : ил.
19. Гарошка, Л. Святая Еўфрасіння-Прадслава, патронка Белаpyci : нарыс жыцця i
дзейнасці, арт. / Л. Гарошка. - Мн. : Маст. літ., 1996. - 124 с. : ил. -
(Галасы беларускага замежжа).
20. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура :
альтернатива или единство : (результат рос. исслед.) / Н. И. Гендина // Шк. б-ка. -
2005. - № 3. - С. 18-24.
21. Глухов, А. Судьбы древних
библиотек : науч.-худож. очерки / А. Глухов. - М. : Либерия, 1992. - 159 с. :
ил.
22. Глухов, А. А. Мудрые книжники Древней Руси (от Ярослава Мудрого до Ивана
Федорова) : науч.-худож. очерки / А. А. Глухов. - М., 1997. - С.
100-104.
23. Глухов, А. «...Звучат лишь письмена» / А. Глухов //
Судьбы древних библиотек : науч.-худож. очерки. - М., 1992. - С.
76-87.
24. Голубева, Е. К. Как составить реферат : памятка для старшекл. / Е. К. Голубева
// Шк. б-ка. - 2004. - № 2. - С. 12-13.
25. Голубева,
Е. К. Информационная
культура школьников / Е. К. Голубева //
Б-ка. - 2005. - № 10. - С. 44-49.
26. Грымаць, А. Фарміраванне маральных
ідэалаў школьнікаў :
манагр. -
Мн. : Геомант, 2000. - 447 с.
27. Гузанаў, В. Л. Адысеі з
Беларусі : дак. аповесць / В. Л. Гузанаў. - Мн. : Полымя,
1993. - 309 с. : іл.
28. Дом мудрости : хрестоматия для школьников сред. и ст. возраста /
авт.-сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская; худож. А. Е. Григорьев.
- М. : Либерия, 1996. - 38 с.
29. Жук, Л. Художники рисуют книжки Геннадия Снегирёва : урок
библ.-библиогр. грамотности по теме «Структура книги» / Л. Жук // Б-ка прапануе. -
2002. - № 1. - С. 27-29.
30. Захаренкова, Н. Игра — проверочный урок : увлекат. библиогр. : сценарий /
Н. Захаренкова // Б-ка. - 2002. - №
1. - С. 65-66.
31. Збаровская, Н. В. Интернет в профессиональном сознании библиотекарей : доклад
на конф. «Крым-2002» / Н. В. Збаровская // Шк. б-ка. -
2002. - № 7. - С. 27.
32. Збаровская, Н. В. Обучающие игры в библиотеке : технология игрового имитац.
моделирования / Н. В. Збаровская. - СПб. : Профессия, 2002. - 94 с. - (Библиотечный
практикум).
33. Зимина, С. Как превратить скучную библиографию в сказку /
С. Зимина // Б-ка. - 1997. - № 7. - С. 20.
34. Из тьмы веков светлеющие лики / сост. Ю. Я. Гуртовенко, Г.
И. Улевич. - Мн. : Беларусь, 1994. - 192 с. : ил.
35. Ілюстрацыі. -
2-е выд. - Вільня : Наша будучыня, 2000. - 223 с. : іл.
36. Казбярук, У. Францішак Скарына :
навук.-папул. нарыс / У. Казбярук; маст. Л. Рудакоўская.
- Мн. : Маст. літ.,
2003. - 174 с.
37. Клочкова, В. На приеме у доктора Нервистраничкина : библ. урок-сценка для
малышей / В. Клочкова // Б-ка в шк. : газ. изд. дома
«Первое сент.». - 2002. - № 4. - С. 10.
38. Клышка, А. К. Букварь : страницы и уроки : учеб.-метод, пособие / А. К. Клышка. - Мн.
: Нар. асвета, 1999. - 112 с.
39. Клышка, А. К. Францыск Скарына, альбо Як да нас прыйшла кніга
/ А. К. Клышка; маст. А. Жыгоцкая. - Мн. : Полымя, 1995. - 96 с. : іл.
40. Краткий справочник школьного библиотекаря / под общ. ред. Г. И. Поздняковой. -
СПб. : Профессия, 2001. - 352 с.
41. Краўчанка, П. К. Абраннікі
вечнасці / П. К. Краўчанка. - Мн.
: Беларусь, 1999. - 142 с.
42. Лаари, Д. Мультимедийная информация и библиотекари :
значение терминов / Д. Лаари; пер. с фр. И. В. Чадновой // Библиотековедение.
- 2004. - № 5. - С. 36-42.
43. Леончыкаў, В. Е. Тлумачальны слоўнік бібліятэчных i бібліяграфічных тэрмінаў / В. Е. Леончыкаў, Л. А.
Дзямешка, Р. I.
Саматыя. - Мн. : Выш. шк., 2003. - 224 с.
44. Лернер, П. Написать и защитить, а не вырезать и склеить : советы работающим над
рефератом / П. Лернер // Б-ка в шк. : газ. изд. дома
«Первое сент.». - 2003. - № 1. - С. 9.
45. Лукашенко, А. Г. Государство и творческая личность : лекция Президента
Респ. Беларусь в Бел. гос. акад. искусств 15 мая 2003 г., Минск / А. Г.
Лукашенко. - Мн. : БГАИ, 2003. - 72 с.
46. Макарова, А. «Мы путешествуем с друзьями по словарям» : игра / А. Макарова //
Шк. б-ка. - 2000. - №
3. - С. 31.
47. Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт. эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. -
Мн. : Полымя, 1996. - Кн. 1. - 511 с.
48. Марціновіч, А. А. Хто мы, адкуль мы... : ricт.
эсэ, нарысы. У 2 кн. / А. А. Марціновіч. - Мн.
: Полымя, 1997. - Кн. 2. - 526 с. : іл.
49. Мелкова, Н. П. Его величество «Чистое слово» в эпоху информационно-коммуникационных
технологий / Н. П. Мелкова // Шк. б-ка. -
2005. - № 7. - С. 25
50. Мельнікаў, А. А. Кірыл, епіскап Typaўcкi : жыццё, спадчына, светапогляд / А. А. Мельнікаў. - 2-е выд. - Мн. : Беларус. навука, 2000. - 462 с.
50. Мельнікаў, А. А. Кірыл, епіскап Typaўcкi : жыццё, спадчына, светапогляд / А. А. Мельнікаў. - 2-е выд. - Мн. : Беларус. навука, 2000. - 462 с.
51. Мінчэня, Т. Н. Захавальніца інтэлектуальнай
спадчыны : да 75-год. НББ / Т. Н. Мінчэня // Бібл.
свет. - 1997. - № 3. - С. 30.
52. Нравственное воспитание личности : учеб.-метод,
рекомендации / Брест, гос. ун-т им. А. С. Пушкина; сост. 3. С. Левчук и др. - Брест
: БрГУ, 2002. - 43 с.
53. Петрова, О. Структура книги. Твои первые энциклопедии. Периодика для младших
школьников : разработки библ. уроков / О. Петрова //
Шк. б-ка. - 2001. - №
6. - С. 41-47.
54. Пилко, И. С. Основы библиотечной технологии : учеб.-метод, пособие
/ И. С. Пилко. - М. : Профиздат, 2003. - 175 с. : табл. - (Современная библиотека; вып. 26).
55. Поиск информации в библиотеках : метод, рекомендации. - М.,
1993. - 53 с.
56. Полевина, Е. В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми / Е.
В. Полевина. - М. : Шк. б-ка, 2003. - 208 с. - (Проф. б-ка
шк. библиотекаря : прил. к журн. «Шк. б-ка». Сер. 1; вып. 6).
57. Полевина, Е. В. Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами в
процессе библиотечных занятий с читателями-подростками / Е. В. Полевина // Шк. б-ка.
- 2004. - № 5. - С. 43-52.
58. Прохоров, А. От ARPAnet до INTERnet (краткая история интернета) / А. Прохоров // Компьютер Пресс. -
2000. - Февр. - С. 9-17.
59. Рошчына, Т. Аддзел рукапісаў, рэдкай кнігі i старадрукаў НББ / Т. Рошчына // Бібл. свет. -
1997. - № 1. - С. 18-20.
60. Русские библиотеки и их читатель : из истории рус.
культуры эпохи феодализма : сб. / под ред. Б. Б. Пиотровского, С.
П. Луппова.
- Л. : Наука, 1983. - 251 с.
61. Русские библиотеки и частные книжные собрания XVI—XIX веков : сб. науч. тр. / БАН СССР. - Л. : БАН,
1979. - 172 с.
62. Рябкова, А. Периодика для младших школьников / А. Рябкова // Шк. б-ка. -
2001. - № 6. - С. 45-47.
63. Рябова, Н. Твои первые энциклопедии / Н. Рябова // Шк. б-ка. - 2001. - № 6.
- С. 45-46.
64. Саверчанка, I. В. Сымон Будны - гуманіст i рэфарматар / I.
В. Саверчанка; маст. М. А. Бушын. - Мн. : Універсітэцкае,
1993. - 221 с.
65. Симонович, С. В. Занимательный компьютер : кн. для детей, учителей
и родителей / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.
: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 368 с. - (Занимательные уроки).
66. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны : зб. Вып. 2 / уклад. У. Гілепа [i інш.]. - Мн. : БФК, 2003. - 384 с.
67. Слуховский, М. И.
Русская библиотека XVI—XVII вв. / М.
И. Слуховский. - М. : Книга, 1973. - 250 с.
68. Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев [и др.].
- СПб. : Профессия, 2002. - 528 с.
69. Степанов, В. К. Библиотеки реальные и виртуальные в эру цифровых коммуникаций
/ В. К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. — 2001. - № 1. - С.
71-75.
70. Столяров, Ю. Первые древнерусские школьные библиотеки: к
900-лет. со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102—1173) / Ю. Столяров // Шк.
б-ка. - 2001. - № 8. - С. 3-5.
71. Утевская, П. В. Слов драгоценные клады : рассказы о письменности / П. В. Утевская;
пер. с укр. М. Ф. Мусиенко, Р. И. Рубинштейн; предисл. и науч. ред. Р. И.
Рубинштейн; худож. В. Л. Освер. - М. : Дет. лит., 1985.
- 191 с. : фотоил.
72. Фролова, Ю. Н. Играем в библиотеке : методика и описание развивающих и
развлекат. игр для детей всех возрастов / Ю. Н. Фролова. — М. : Чистые
пруды, 2006. - 29 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Библиотека
в школе / под общ. ред. О. Громовой; вып. 1).
73. Штурманы книжных морей : день библиографии ОДБ г. Новосибирска // Б-ка
прапануе. - 2002. - № 1. - С. 15-16.
74. Юмашева, Ю. Ю. Медиатека — библиотеке / Ю. Ю. Юмашева //
Библиотековедение. - 2004. - № 5. - С. 51-56.
75. Ясева, Н. Ю. Воспитание любви к близким средствами живописи и графики :
пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. Ю. Ясева. - Мн. : Беларусь,
2000. - 64 с. : ил.
76. ГОСТ 7.1-2003
Библиографическая запись. Библиографическое описание = Бiблiяграфiчны запiс.
Бiблiяграфiчнае апiсанне : общ. требования и правила сост. / Евраз. совет по
стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). - Изд. офиц. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ
7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-11-01. - Мн. : Госстандарт Респ.
Беларусь, 2004. – 48 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу).
77. ГОСТ
7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила
составления : межгос. стандарт введен с 1 июля 2001 г. - Впервые; введ. 2001-01-07. - Мн., 2000. – 8
с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу).
78. СТБ ГОСТ
7.0-2004. Iнфармацыйна-бiблiятэчная дзейнасць, бiблiяграфiя
= Информационно-библиотечная деятельность, библиография : тэрмiны i
азначэннi. - Выд. афiц. - Взамен ГОСТ 7.0-84 и ГОСТ
7.26-80; введ. 2005-03-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2004. - 35 с. -
(Сiстэма стандартаў па iнфрамацыi, бiблiятэчнай i выдавецкай справе).
79. СТБ ГОСТ
7.60-2005. Выданнi.
Асноўныя вiды = Издания. Основные виды : тэрмiны i
азначэннi / Нац. кн. палата Беларусi. - Выд. афiц. - Взамен
СТБ. 60-93; введ. 2005-08-01. - Мн. : Дзяржстандарт, 2005. - 54
с. - (Сiстэма стандартаў па iнфармацыi, бiблiятэчнай i
выдавецкай справе).
Ресурсы Интернета
Русскоязычные
каталоги и поисковые системы
Англоязычные каталоги и поисковые системы
1. Yahoo! http://www.yahoo.com/
Электронные
справочные ресурсы
1.
Рубрикон http://www.rubricon.ru
2. Справочные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» http:// www.km.ru
Сайты и каталоги библиотек Беларуси
1.
Белорусская
библиотечная ассоциация http://www.bla.by/
7.
Библиотека Белорусского государственного педагогического
университета
им. Максима Танка http://www.bspu.unibel.by/pages/library
9.Республиканская
научно-техническая библиотека (РНТБ) http: //г ntb.org.by
10.
Научно-педагогическая библиотека Главного
информационно-аналитического центра Министерства образования Республики
Беларусь http:/libr.edu.by/
12.
Витебская
областная библиотека http://www.lib.Vitebsk. net/
Сайты библиотек России
11.
Библиотека
Максима Мошкова http://www.lib.ru/
Сайты и каталоги зарубежных библиотек
4.
Национальная библиотека Франции Bibliothe'que nationale de
Prance http://www.bnf.fr/
Prance http://www.bnf.fr/
12. Калифорнийский университет University of California (США)
http: //www. universityof calif ornia. edu/
http: //www. universityof calif ornia. edu/
Комментариев нет:
Отправить комментарий